Система охлаждения
Система охлаждения

В работающем двигателе только часть тепла используется на полезную работу. Остальное тепло теряется на нагрев деталей двигателя и уносится с продуктами сгорания.

Средняя температура рабочего цикла составляет 800-900°С. Три такой температуре необходимо искусственное охлаждение двигателя. Без него могут произойти сильный перегрев деталей, загорание смазки, чрезмерное расширение и заклинивание поршней, плавление подшипников и другие неисправности. Поэтому работа двигателя возможна только при наличии системы охлаждения, которая служит для отвода тепла от нагревающихся деталей. В изучаемых двигателях применяют систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией. Охлаждающей жидкостью служит вода, а при низких температурах – жидкости с низкими температурами замерзания. Температура охлаждающей жидкости работающего двигателя должна быть в пределах 90°С. Двигатель не должен переохлаждаться, так как при этом теряется полезное тепло, а охлажденное и остывшее масло увеличивает потери мощности на трение; часть горючей смеси компенсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, и износ деталей увеличивается. В систему жидкостного охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, соединительные шланги, краники, жалюзи и датчик температуры охлаждающей жидкости.

Детали работающего двигателя охлаждаются, отдавая тепло жидкости, находящейся в рубашке охлаждения. Нагретая жидкость попадает в радиатор, охлаждается в нем и вновь подается в рубашку охлаждения. Охлаждению жидкости в радиаторе способствует вентилятор, создающий интенсивный поток воздуха через сердцевину радиатора. Принудительная циркуляция жидкости в системе осуществляется насосом, подающим охлажденную жидкость в рубашку двигателя. Регулирование интенсивности охлаждения осуществляется термостатом, жалюзи или автоматическим включением и выключением вентилятора. Рубашка охлаждения с радиатором, патрубками и шлангами из прорезиненной ткани. Охлаждающую жидкость заливают в систему через трубку радиатора. Контроль за температурой охлаждения жидкости осуществляется электрическим указателем температуры или сигнальной лампой.

Систему охлаждения двигателя заполняют чистой «мягкой» водой, лучше всего дождевой или снеговой. Недопустимо применение артезианской, ключевой или морской воды. Пресную речную воду для снижения «жесткости» кипятят и перед заливкой охлаждения фильтруют через пять-шесть слоев марли. Такая вода при кипячении дает обильную накипь и осадки, в виде полированных поверхностей после высыхания оставляет белые пятна. Жесткость воды можно проверить и при помощи мыла. В мягкой воде мыло растворяется, образуя однородный раствор, при смыливании образуется много пены. В жесткой воде мыло растворяется плохо, образуя хлопья, а при смыливании получается мало пены. Для точного определения жесткости воды применяют солемеры. Использование артезианской и ключевой воды допускается только после предварительной ее обработки ионитовыми фильтрами. Воду из системы охлаждения после слива следует собрать и использовать вновь. Частая замена воды усиливает коррозию деталей системы охлаждения и образование накипи.

Если температура воздуха ниже 0°С, в систему охлаждения вместо воды рекомендуется заливать жидкость с низкой температурой замерзания – антифриз. Антифриз применяют двух марок – 40 и 65. Он представляет собой смесь этиленгликоля и воды. Антифриз марки 40 (светло-желтого цвета) предназначен для автомобилей, эксплуатируемых в районах с умеренной температурой, он замерзает при температуре -40°С. Антифриз марки 65 (оранжевого цвета) применяют для автомобилей, работающих в условиях низкой температуры, он замерзает при температуре -65°С. Антифриз ядовит, при попадании в организм человека он может вызвать тяжелые отравления. Эти жидкости имеют больший коэффициент объемного расширения, чем вода, поэтому систему охлаждения следует заполнить не более чем на 93-95% объема. Если уровень антифриза в системе охлаждения двигателя понизится вследствие его испарения, доливают воду.

Радиатор служит для охлаждения нагретой в блоке жидкости путем отдачи тепла через стенки трубок окружающему воздуху и состоит из верхнего бачка, нижнего бачка, патрубков, пароотводной трубки, сердцевины и деталей крепления. Материалом для радиатора в большинстве случаев служит латунь. Непосредственное охлаждение жидкости происходит в основной части радиатора – сердцевине. Сердцевина трубчатого радиатора состоит из большого числа овальных или круглых трубок, концы которых впаяны в верхний и нижний бачки. Увеличение поверхности охлаждения трубок достигается установкой тонких поперечных пластин плоских или гофрированных, повышающих жесткость радиатора. Нижний и верхний бачки имеют патрубки для соединения их с рубашкой охлаждения двигателя. В верхнем бачке есть горловина, через которую заливают жидкость в систему охлаждения. В заливную горловину вставлен открытый конец пароотводной трубки, другой конец выведен вниз.

Воду через воронку подогревателя заливают до уровня контрольного крана и завертывают пробку наливной воронки. Вновь пустить подогреватель и в зависимости от температуры окружающего воздуха дать поработать в течение 15-20 мин, при появлении пара из заливной горловины радиатора нужно провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя, пустись двигатель и долить воду в радиатор.

Подогреватель выключается переводом ручки переключателя в положение I (продувка) и закрытием краника на топливном бачке. Через 50—60 сек после прекращения горения в камере подогревателя нужно перевести рукоятку в нулевое положение. После пуска двигателя снимают шланг вентилятора, так как он может помешать выключению сцепления. Емкость системы охлаждения двигателя автомобилей ЗИЛ-130 – 28 л, ГАЗ-бЗА – 23 л и ГАЗ-21 «Волга» – 11,5 л.

Жидкость выпускают через краники в нижнем патрубке радиатора и в рубашке охлаждения блока цилиндров. У V-образных двигателей в блоке с левой и правой сторон расположены два краника. Для удобства пользования ими имеются тяги, выведенные к верхней части двигателя.

Vogel&Noot

Кировец-ЛандТехник

WOLAGRI

SFOGGIA Agriculture Division s.r.l.

Дормаш

115280, г. Москва, Автозаводская улица, д. 14
Телефон: +7 (916) 850-95-97
Rambler's Top100 Yandex