Масла и смазки, применяемые в автомобилях.
Масла для двигателя

Масла, применяемые для смазки деталей двигателя, и трансмиссионные масла являются минеральными и добываются из мазута, т.е. из остатков нефти после отгона из нее топливных фракций. Масла для смазки деталей двигателей получаются из мазута перегонкой и называются дистиллятными. Трансмиссионные масла получаются из остатков мазута отстаиванием и последующей очисткой и называются остаточными маслами.

После перегонки дистиллятные масла содержат вредные примеси, которые очищают либо при помощи кислот (кислотная очистка), либо при помощи растворителей (селективная очистка).

Способ очистки масел указан в их марке; в маслах «АК» или «АС» буква «А» обозначает, что мало автомобильное, а буква «К» – кислотную или «С» – селиктивную очистку. Если в обозначении масла имеется буква «П», то это указывает, что к маслу добавлена комплексная присадка, улучшающая его свойство.

Присадки добавляются в количестве 3-14% для увеличения вязкости, стойкости масла против окисления, улучшения антикоррозийных и моющих свойств, а также для увеличения стойкости против разжижения при повышении температуры.

Обычно применяют комплексные присадки (АЗНИ-1, ПМС-200А, ВНПННМ-360 и др.). Дизельное масло маркируют буквой «Д».

В последнее время применяют новую маркировку масел, например М-6Б, здесь буква «М» указывает, что масло моторное, цифра – вязкость масла, а буква после цифры – условия эксплуатации. Масла для карбюраторных двигателей имеют в маркировке буквы «А», «Б» и «В», где буква «А» указывает, что масло без присадки и его нужно применять для легких условий эксплуатации, буква «Б» – масло с присадкой для средних условий эксплуатации, буква «В» – масло с присадкой для тяжелых условий эксплуатации.

Маркировка масел для дизельных двигателей имеет после цифры буквы «В», «Г», «Д», где буква «В» обозначает, что масло с присадкой для легких условий эксплуатации, «Г» – с присадкой для средних условий эксплуатации и «Д» – с присадкой для тяжелых условий эксплуатации.

Масла, применяемые для смазки деталей двигателей, должны отвечать определенным требованиям: масло должно быть чистым, т.е. не должно содержать механических примесей, которые могут увеличить износ трущихся деталей; не должно содержать воды, которая может замерзнуть при низких температурах и разрушить каналы системы смазки двигателя; не должно содержать кислот и щелочей, которые вызывают коррозию деталей. Кроме того, масло должно обладать определенной вязкостью, стабильностью и температурой застывания.

Вязкость масла – это сопротивление частиц масла их взаимному перемещению. При недостаточной вязкости масло легко выдавливается из зазоров между трущимися деталями. При повышенной вязкости масло плохо проходит через каналы системы смазки и плохо разбрызгивается.

Вязкость масла обозначается числом, которое ставится сразу же после буквы, обозначающей марку масла, например АС-8 (М8-Б). Чем больше число, тем выше вязкость масла.

В условиях низких температур масло теряет свою текучесть. Это свойство масла характеризуется температурой застывания, которая колеблется в пределах от минус 20 до минус 40°С. Масла, применяемые для двигателей в зимнее время, должны иметь температуру застывания ниже, чем применяемые летом. Масло должно длительное время не менять своих свойств, т.е. быть стабильным и не окисляться кислородом воздуха. Для двигателей, работающих при низкой температуре, применяют масла с меньшей вязкостью, а для работающих при высоких температурах – с большей.

Солидол

Сопряженные детали автомобиля работают в различных температурных условиях, с неодинаковой скоростью перемещения и при разном давлении, поэтому для каждого механизма автомобиля применяют различные смазочные материалы.

Для смазки механизмов трансмиссии и рулевого механизма применяют более вязкую смазку, относящуюся к группе остаточных масел. Эти масла отличаются низкой температурой застывания, высокой маслянистостью и противозадирочными свойствами. Учитывая, что применяемые нигролы являются высоковязкими маслами, загустевают они при снижении температуры, для их разжижения добавляют (особенно зимой) маловязкие масла (веретенное).

Для повышения противоизносных качеств к трансмиссионным маслам добавляют 5% сернистой присадки. Основными маслами, относящимися к этой группе, являются летние и зимние автомобильные трансмиссионные масла (ТАп-15, ТАп-10).

Главная передача автомобиля ГАЭ-53А смазывается гипоидной смазкой для грузовых автомобилей, ГАЗ-21 «Волга» – гипоидной смазкой для легковых автомобилей.

В отдельных узлах механизмов и агрегатов автомобиля, не имеющих картера, где бы могла удерживаться жидкая смазка, применяют консистентную смазку, которая состоит из минерального масла и загустителя – мыла. В зависимости от способа изготовления загустителя различают: солидол с загустителем из мыла, сваренного из щелочи, в состав которой входит кальций, загустителем которого служит мыло, сваренное на едком натре.

Графитная смазка

Солидол влагостоек и имеет сравнительно низкую температуру плавления (70-90°С), а консталин чувствителен к влаге и температура плавления его достигает 130° С. Консистентная смазка выпускается марок УС-1 и УС-2, применяемых в зависимости от температурных условий работы механизма. Ими смазывают сочленения рулевых тяг, пальцы рессор, шкворня и т.п.

Графитными смазками смазывают листы рессор. Графитная смазка состоит из солидола УС-2, смешанного с 10-15% тонкоразмолотого графита.

Для предохранения деталей от окисления при их хранении и для покрытия клемм аккумуляторной батареи применяют технический вазелин, представляющий собой остаточный продукт переработки нефти.

Vogel&Noot

Кировец-ЛандТехник

WOLAGRI

SFOGGIA Agriculture Division s.r.l.

Дормаш

115280, г. Москва, Автозаводская улица, д. 14
Телефон: +7 (916) 850-95-97
Rambler's Top100 Yandex